Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск,
        ул. Новая, д.3
  • (840153) 2-17-54
  • mou1svetlogorsk@mail.ru

Реализация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Концепция развития ДНРВ
План деятельности по реализации базовой площадки по ДНРВ

Духовно-нравственное воспитание является основным, стержневым направлением  организации учебно-воспитательного процесса МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска. Основными формами деятельности  являются; уроки, классные часы, социально-значимые акции и проекты, коллективно-творческие дела, выставки прикладного творчества, экскурсии, встречи с интересными людьми.  

         Особое внимание уделяется традиционным мероприятиям, которые являются фундаментом уклада школьной жизни. Торжественные линейки первого и последнего звонка, День творчества, День здоровья, День учителя, патриотическая акция «Солдатская слава России!», Фестиваль патриотической песни, научно-исследовательские конференции «Почемучка» и «Первые шаги в науку», новогодние праздники. Участие в городских мероприятиях на 9 мая ( митинг, концерт, реквием), Единый всероссийский День здоровья, Благотворительный проект «Рука помощи», Пасхальный и Рождественский праздники, Вахта памяти, участие в областных творческих конкурсах «Звёзды Балтики» и «Вечное слово», в патриотической акции «Поезд памяти». 

        Проекты реализованные в 2014-2015 учебном году: районный «Лагерь актива», презентация социально-значимых проектов   70-летию Великой победы), малозатратные лагеря «Православный Калининград» и  «Тревожное утро» ( совместно с КРОО СБДА), социальный проект «Письмо ветерана», социально-информационный проект «Вспомним всех поимённо», «Вахта памяти» и др. 

В школе организация духовно-воспитательного пространства  осуществляется через изучение курсов «Истоки» (1-6 класс), ОРКСЭ ( 4 класс), «»Живое слово» ( 6 класс),  урочную и внеурочную деятельность.  

Учителей, прошедших курсы повышения квалификации по  курсу «Истоки» - 6 человек. Необходимо обучение еще 2-3  человек на курсах повышения квалификации,для организации занятий во внеурочное время. Лемехова А.В. закончила двухгодичные курсы по организации ДНРВ в ОУ, прошла курсы тьюторской подготовки по ДНРВ и организовывает внутришкольные курсы по ДНРв для учителей начальной школы.  Педагоги курсов «Истоки» и ОРКСЭ регулярно посещают мастер – классы и семинары, которые организовывает Центр ДНРВ КОИРО Калининградской области и Центр им Рачинского. 

Обеспечить продуктивное сетевое взаимодействие участников экспериментальной работы через организацию коллективно-распределённой деятельности по разработке дидактического сопровождения духовно-нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности – это стало одной из задач по развитию системы ДНРВ. Решая эту задачу  можно с уверенностью сказать, что  существует система взаимодействия  участников воспитательного пространства школы – это ДЮЦ, ДШИ им. Гречанинова, ФОК, Информационно-туристический центр г.Светлогорска, детская  городская библиотека. Со всеми субъектами взаимодействия организовываются различные мероприятия ( концерты, игровые программы, встречи с писателями, тематические интерактивные беседы, «Детская филармония»  для 1 классов, выступление творческих коллективов, Дни здоровья, тематические малозатратные лагеря и др.)  

Классный час – одна из активных форм взаимодействия священника и детского коллектива. При активном участии священника  Храма Серафима Саровского деятельность по ДНРВ в школе строится на основе сотворчества: творческие коллективы школы выступают на Рождественский и пасхальных праздниках, новый проект «Сретенье» собирает  на «Встречу» старшеклассников школы, батюшка оказывает помощь в  работе с «трудными» подростками.В начале  учебного года  составляется план – проект сотворчества Школы и Храма, в котором особое внимание уделяется работе с детьми и родителями. 

Летом 2013и 2014 года  на базе малозатратного лагеря, был организован детский паломнический лагерь «Православный Калининград». Лагерь посещали не только ребята из воскресной школы, но и 5-классники, которые изучали ОРКСЭ, а так же все желающие. Лагерь – это совместный проект школы и Храма С.Саровского. 

 «ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»    под такой тематикой   с 25.06 по 9.07.2015 года организовывал свою работу детский православный экскурсионный лагерь «Православный Калининград» 

Этот совместный проект МАОУ «СОШ №1» г. Светлогорска и храма прп. Серафима Саровского реализуется уже третий год подряд. 

Участники лагеря – 30 детей, педагоги, родители – путешествуют на автобусе по Калининградской области. Среди них: 5 ребят из многодетных семей,  5– из малообеспеченных.  

Цель поездок – приобщение к традициям русской культуры и духовности, а также посещение мемориальных мест, посвященных воинской славе Отечества. 

Программа лагеря выстраивается таким образом, чтобы собственно идея заступничества за родную землю всегда находилась в центре внимания. Здесь и небесные заступники (Пресвятая Богородица, Архангел Михаил, Св. Георгий Победоносец, Св. Димитрий Солунский и др.), и земное воинство, память о котором так дорога каждому из нас (герои войны 1812 года, герои Первой и Второй мировых воин). 

Для многих ребят, которые не посещают воскресной школы, особенно интересным было знакомство с личностью Федора Ушакова, земные подвиги которого привели его к прославлению в лике святых, а значит, и к продолжению молитвенного заступничества за русских людей. 

Юным жителям Калининградской области, которые должны особенно ощущать свою преемственность в деле защиты Родины, совершенно необходимо приобщаться к традициям, посещать храмы и мемориалы, лично знакомиться с тем, что составляет нашу историю. 

В этом году в поездках принимает участие ветеран афганской войны Виктор Деревянченко. Он с радостью проводит беседы с детьми. 

Надеемся на продолжение традиций и в следующем году! 

     С сентября 2012 года школа является стажировочной площадкой по духовно-нравственному воспитанию. В октябре  2014 года совместно с участниками стажировочной площадки : школа п. Грачёвка. Школа №38, школа № 31, школа г. Пионерский был составлен план сотрудничества стажировочной и инновационных площадок. В течение года педагоги школ, посещали ОУ друг друга, но не как пассивные зри тела, а как активные участники семинаров, мастер-классов по организации духовно-нравственного воспитания в школе.  

         САМОАНАЛИЗ    

деятельности стажировочной площадки  

         Целью базовой плащадки с 2012 года - совершенствование педагогических технологий системы ДНРВ, повышние профессиональной компетентности педагогических работников школы и ОУ Калининградской области. 

           

          Проект, по которому  работала площадка.  «Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания и развития личности» 

         Проанализируем  предполагаемые результаты проекта: 

1.     Увеличение количества педагогических работников  преподающих курсы духовно-нравственного направления. 

         До 2012 года в школе преподавались предметы «Православная культура», «Истоки»  в начальной школе и ОРКСЭ. Согласно требованиям ФГОС и решению педагогического коллектива в основной школе началось преподавание курсов «Истоки» и «Живое слово». Тем самым предметная область ДНРВ, охватила всю начальную и часть основной школы, создавая условия  для приемственности и непрерывного изучения предметов.
 Педагоги закончили курсы повышения квалификации преподавания предметов ОРКСЭ и «Живое слово». Лемехова А.В. окончила двухгодичные курсы преподавания духовно-нравственных дисциплин и курсы тьюторов по ДНРВ. 

         Создана  рабочая группа по реализации  проекта, в рамках базовой, а далее стажировочной площадки. 

        Созданные условия охватывают только начальную и часть основной школы. Необходимо рассматривать варианты о увеличении  предметной области ДНРВ на среднюю школу, особенно курсы и внеурочная деятельность  для  старшеклассников. 

2.     Обобщение , анализ и систематизация опыта деятельности стажировочной площадки. 

           Ежегодно, в рамках базовой площадки, школа проводила два областных семинара, с    приглашением педагогов из школ Калининградской области. Темы  разрабатывались согласно проекта площадки. Во время подготовки к семинару, орг. группа проводила  анализ опыта школы и демонстрировала обобщенный результат педагогическому сообществу. За три года были проведены семинары и конференции  по следующим темам: 

·        «Школа — центр социальной активности учащихся в системе ДНРВ личности» 

·        «Областная педагогическая конференция "Всероссийский проект "Социокультурные Истоки" в контексте реализации ФГОС» 

·        «Активные формы деятельности учащихся на уроках ДНРВ учащихся» 

·        «Социокультурный подход в системе ДНРВ учащихся, согласно требованиям ФГОС» 

·        «Базовые национальные ценности – основа построения воспитательного и образовательного пространства школы» 

       Проводя  рефлексию даной деятельности пришли к выводу, что определяя тему семинара, мы больше базируемся  на ту деятельность, которая хорошо развивается в системе образовательного процесса школы или демонстрируем систему  дополнительного образования школьников. В настоящее время педагогический коллектив ставит перед собой задачи развития и совершенствования педагогического  мастерства в преподавании курсов и предметов духовно-нравственного цикла.  

  

3.     Формирование устойчивой мотивации в необходимости деятельности по ДНРВ личности ребёнка. 

         Рабочая группа стажировочной площадки не случайно обозначила данный ожидаемый результат. Можно сказать, что за время существования базовой и стажировочной площадки, ее деятельность вызывала интерес у педагогов, приводила к обсуждению ее результативности и необходимости данного процесса. 

            За три года  формировалось отношение педагогического коллектива к принятию  требований ФГОС, к построению деятельности школы в системе ДНРВ. Главную роль играет сформированное и осознанное понимание администрацией школы важности данной деятельности. С приходом, в 2014 году,  нового директора школы, работа стала продуктивнее. Поставлены акцента на то, что данная область существует не сама по себе, а является фундаментом построения всего  образовательного пространства школы. 

       4. Увеличение сети социальных партнёров. 

            На начало работы базовой площадки социальное партнёрство распространялось только на ОУ Светлогорского района, Храм С.Саровского, административные службы Светлогорского района, КРМОО «Союз боевых друзей Афганистана» 

           В первые два года у школы сложились партнёрские отношения со школой №6 г. Черняховска. В рамках плана этой работы учителя посещали семинары, которые проводились в партнёрских школах, творческие коллективы нашей школы выезжали с концертом на Сретенские встречи в г. Черняховск, принимали участие в областных Михайловских чтениях, делились опытом создания системы ДНРВ в школе. 

                 В 2014 году, после внедрения новой модели организации деятельности стажировочной и инновационных площадок, изменилась ситуация с социальными партнёрами. Стало формироваться сетевое взаимодействие группы школ. 

                          В состав группы стажировочной площадки МАОУ «СОШ №1» г. Светлогорска вошли инновационные площадки : школа №38, школа №31, школа г. Пионерский и школа п. Грачёвка. Данное сетевое взаимодействие позволило выстроить работу, которая была интересна и необходима всем участникам процесса. План деятельности плащадки был составлен с учётом запроса всех участников и был направлен как на совместную деятельность по определенной теме, так и знакомство с деятельностью площадок по ДНРВ. Главным условием работы стажировочной площадки стало обязательное участие всех инновационных и стажировочных площадок в основном сетевом мероприятии: мастер-класс «Урок   на сцене», Рождественский фестиваль детских спектаклей,совместное участие в секции на 11 областных Рождественских чтениях. 

                  Каждое занятие сетевого взаимодействия было направлено урочную, внеурочную, педагогическую, проектную деятельность. 

               Считаем , что даная форма работы  стажировочной площадки совместно с инновационными, результативна. Помогает  выявить проблемы, поговорить о них, подумать о путях решения. А главное создается дружеская комфортная обстановка. 

5.                                     Определение стратегии развития школы на основе практических и теоретических достижений деятельности площадки.                

          В начале деятельности базовой ( стажировочной) площадки и работа по духовно-нравственному воспитанию строилась в основном в системе воспитательного внеурочного пространства школы.  За многие годы в школе сложилась система традиционных мероприятий на которых основывалась система воспитания школы. В основном она охватывала внеурочную деятельность, традиционные мероприятия, конкурсы, проекты, дополнительное образование. 

                В настоящее время сформировалась стратегия развития школы в системы духовно-нравственного воспитания школы, относительно как ученического, так и педагогического коллектива. В новой форме проходят педагогические советы ( интерактивные занятия, круглые столы, работа в группах), которая позволяет в активной форме обсуждать и принимать  решения. Главная задача — направленность на ДНРВ учащихся в  рамках урочной деятельности. Планируется пересмотр программы ДНРВ начальной школы, в которой будет сделан акцент на работу с семьеё. В основной школе  ожидается активная  проектная деятельность, в рамках уроков духовно-нравственного цикла.  

                 В связи с приходом нового священника о. Александра, были пересмотрены условия в которых будет осуществляться взаимодействие школы и храма С.Саровского. Останутся основными праздничные Рождественские и Пасхальные недели, Летний малозатратный лагерь «Православный Калининград», встречи со старшеклассниками на классных часах. Появится  волонтёрская работа , которую будет курировать директор воскресной школы Шейко Е.В.  Планируются образовательные встречи для педагогов школы , которые будет проводить священник о. Александр. В рамках внеурочной деятельности будут работать кружки на основе православной культуры. В 7-11 класса начнёт работу киноклуб ( который сейчас работает эпизодически).  

                 Продолжится формирование уклада школьной жизни. 

6.                                      Формирование нормативной и методической базы школы    на основе опыта стажировочной площадки 

          В связи с деятельностью стажировочной площадки в школе были разработаны  соответствующие норматвные  документы и методические материалы:. 

·        Проект базовой площадки 

·        Программа ДНРВ учащихся 

·        Планы деятельности по диссеминации  опыта школы в сфере организации системы  ДНРВ обучающихся  в ОУ 

·        материалы педагогических советов  по  формированию системы ДНРВ 

·        Рабочие программы курсов «Истоки» для 5,6 класса и «Живое слово» для 6 кл 

·        Разработана программа кружка прикладного творчества «Кудесница» 

·        Выступления педагогов на областных семнарах, пед.чтениях 

·        «Методическая копилка» проводимых семинаров 

·        Социальные проекты 

·        мастер-классы педагогов Полянской О.П., Лемеховой А.В., Каржиной Н.П 

·         Сценарии праздников 

·        Родительское собрание по выбору модуля курса ОРКСЭ 

·        Фото, видеоматериалы т.д. 

Приложение 1.1.

Приложение 1.2.